Если есть на свете эксперт в области перемен, то это Елена Резанова. Несколько лет назад ее статья «Уроки больших перемен» разлетелась по интернету, ее прочитали сотни тысяч людей. Елена вместе со своим мужем оставила успешную карьеру и благополучную жизнь в Москве ради того, чтобы жить, где нравится и делать то, во что верит. Дорога перемен привела ее в Монако, где она запустила авторский проект Life is now и консультирует по вопросам карьерных стратегий, а ее муж осуществил мечту стать шеф-поваром французского ресторана. Мы побеседовали с Еленой о больших переменах, о коучинге, личном бренде и счастье быть на своем месте.
— Как Вы стали экспертом по карьерным стратегиям? Какой путь этому предшествовал?
— Я была менеджером по управлению талантами в международной корпорации. До этого у меня был собственный бизнес, тоже очень классный, и тоже про развитие людей. Также я работала в рекрутинге. А в начале своей карьеры была журналистом, который писал про профессионалов и профессии в омской газете «Хочу работать!» Точки сконнектились – но в момент своей перезагрузки мне так не казалось. Я рассматривала свою предыдущую карьеру как нагромождение не всегда логичных больших решений и хотела как можно дальше отойти от сферы развития людей. Даже выучилась на тревел писателя и фотографа.
Но в процессе нашей с Ромой (Роман — муж Елены, примечание КК) собственной перезагрузки я все время ловила себя на мысли, что на практике она совсем не то что казалось на берегу, до старта. Ничего из полученных рекомендаций не работает. И когда мы отказались от первоначальных планов и стали действовать по-другому, всё заработало.
Но мысль что люди, которые хотят перемен и читают книжки об этом, потеряют тонну нервных клеток, потому что им, как и нам, никто не расскажет как оно на самом деле, меня не оставляла. И в очередной раз думая «эх, если б знать заранее, что это такое» я подумала – наверно, стоит этим заниматься. И тут всё срослось – весь мой опыт, все мои тренинги, даже все набитые шишки пригодились.
В моей профессии самый главный нюанс – это собственный опыт перемен. Ни один самый дорогой курс, в который я инвестировала, не дал мне и десятой части того, в чем я сейчас профессионально крута.
Я верю в экспертов. Я даже не берусь за кейсы, если у человека нет амбиций стать супер-профи в той теме, которую он выберет. А супер-профи означает не только базу знаний, но и собственную успешность.
— Как Вы считаете, тренд на дауншифтинг прошел? С какими проблемами к вам приходят сейчас?
— Чаще всего дауншифтинг – это просто период. Пауза. Она нужна человеку, чтобы продышаться, восстановить силы и амбиции. Те, кто к активной созидательной стадии не возвращаются, просто остаются в той небольшой зоне комфорта, которую им удалось себе создать. Так себе жизнь, на мой взгляд. Очень замкнутое эго-пространство, без целей, без смысла. Просто комфорт. Я с трудом представляю своих клиентов в таком формате надолго. Как правило, им нужно передохнуть, восстановиться. И кровь снова закипает.
Дауншифтинг – это просто период. Пауза. Она нужна человеку, чтобы продышаться, восстановить силы и амбиции.
Ко мне приходят состоявшиеся профессионалы. Они классные. Они всем и себе доказали, что МОГУТ. Я называю это «выполнили первую программу успеха». А теперь у них плато. Потолок. Болото. Им нужно увидеть новый вектор и новую цель. И по-максимуму использовать свой потенциал. Они всё это время были так заняты, что не задавали вопросов чего они хотят, кто они вообще, в чем смысл и что они хотят сделать в этой жизни.
— Поделитесь историей успешной перезагрузки.
— Не все мои клиенты публичные люди. Расскажу для примера о Даше Калашниковой. Она работала в разных международных банках, занималась клиентским сервисом, росла в этой области. Выросла до серьезного эксперта. Вроде как нужно было радоваться. Но почему-то это не приносило должного удовлетворения.
Встал вопрос куда двигаться дальше. Тогда она пришла ко мне.
Ей нужно было разобраться с собой. Чем мы и занялись. В итоге она приняла решение, что у нее будет два проекта. Первый, Баобоксы, она начала, когда еще работала в банке. Баобоксы — это персонализированные хэнд-мейд подарки. Например, когда Даша прислала мне такую коробочку, в ней лежал пряник с нарисованной на нем лавандой, блокнот ручной работы Life is now, фигурка из войлока — копия моего домашнего питомца и пр. Все было подобрано персонально для меня и сделано с большой любовью.
Второй проект — это частная практика консультанта по стратегиям клиентского сервиса Думать как клиент. Ей интересно и важно, чтобы небольшие российский компании, у которых нет бюджета на наем квалифицированных консультантов по клиентскому опыту в штат, могли пользоваться их услугами. Она работает не только с компаниями, но и частными предпринимателями, владельцами авторских проектов.
Итог нашей работы — клиент понимает себя, понимает что у него работает и как. Понимает как с собой быть.
Кстати, далеко не все мои клиенты уходят из своих компаний. Многие остаются, но делают системную настройку. Они больше используют свой потенциал. Понимают, чего они хотят сегодня и к чему будут стремиться дальше.
— Сколько времени может занять этот процесс?
— На то, чтобы просто разобраться с собой обычно уходит 6-7 сессий, это примерно 2 месяца работы. А вот потом уже зависит. Если речь идет о настройке, то это происходит довольно быстро, 3-4 сессии. А если речь идет об уходе в новую область, то, конечно, времени это занимает гораздо больше. Но если направление выбрано правильно, то уже с первых шагов этот путь вам будет в кайф.
ПРО КОУЧИНг. КОМУ ОН НУЖЕН И КАК ЭТО РАБОТАЕТ
— Хоть Вы и не коуч, но мне интересно Ваше мнение о коучинге. Кто такой коуч?
Коуч — это универсальный солдат, к нему можно прийти с любым вопросом и он с помощью своих техник поможет с ним разобраться. Коуч исходит из идеи, что человек сам может найти ответ. А карьера — эта та область, где человек сам в себе ответы может не содержать. Тут нужен взгляд со стороны, нужен опыт.
— Когда стоит обращаться к коучу?
— К коучу стоит обращаться, когда нужно, чтобы кто-то тебе позадавал умные вопросы. Когда чувствуешь, что ходишь вокруг да около вокруг понимания своих приоритетов, но не можешь их сформулировать. Когда нужно выстроить мышление определенным образом.
— Какова сфера ответственности коуча и клиента? Кто отвечает за результат?
— За результат отвечает сам человек. Коучинг — это инструмент. Представьте, вы купили мотивирующую книгу, попытались применить описанные в ней методики, но у вас ничего не получилось. Вы ведь не будете писать гневные письма автору. Вам дали инструменты, а то, как вы ими распорядитесь зависит от вас.
— Сейчас очень много лайф-коучей, консультантов, да и просто блогеров, которые помогают людям изменить свою жизнь. Как среди всего этого многообразия выбрать грамотного специалиста?
— Не смотрите на корочки. Смотрите на собственный опыт человека, на его успешность сейчас, и вообще смотрите с точки зрения подходит ли вам его модель мира. Ведь получать советы и следовать им стоит только от того, кто вам лично важен и кому вы доверяете.
И не поленитесь пообщаться с тем, кто с ним работал и кому помогло.
— Кому не нужна помощь специалистов такого рода?
— Я не знаю. Я считаю, наставник нужен всем – я себе постоянно выбираю человека, мысли которого вызывают у меня собственные инсайты. Это часто кто-то из моих клиентов, потому что это очень классные люди, бизнесмены, эксперты в своих темах, после наших сессий я сажусь и записываю собственные озарения. Но у меня нет коуча, хотя в разное время были профессиональные менторы. Это очень дорогое удовольствие, но оно того стоило.
ПРО ЛИЧНЫЙ БРЕНД И СЧАСТЬЕ БЫТЬ НА СВОЕМ МЕСТЕ
— Сейчас все говорят о важности создания личного бренда, как Вы относитесь к этому тренду? Вы сами выстраиваете личный бренд?
— Мне некогда его выстраивать и мне очень стыдно, что вот все говорят, а я не имею никакой стратегии брендинга. Но он нужен – конечно! – прежде всего для того, чтобы верно транслировать свой смысл. И чтоб мои люди ко мне приходили, а не мои меня игнорировали. Я всё делаю интуитивно. Просто говорю то, что думаю, стараюсь делиться почаще и остаюсь самой собой. Сейчас все бренд-менеджеры хотят меня обнять и поплакать, знаю-знаю.
— Как вы относитесь к публичности в соц. сетях? С чем вы никогда не поделитесь с аудиторией?
— Я уже всем поделилась, и отношусь к этому спокойно – хотя после самой первой публикации, той самой статьи «Уроки больших перемен» в Жить Интересно я получила не только позитив в ответ. Но и ужасные комментарии и письма. Я даже написала Армену Петросяну за советом. Он рассказал, что иногда пишут ему, и я успокоилась. Весь мир меня и не обязан любить, а люди все разные.
— Как проходит ваш день? Есть какие-то приемы, которые помогают Вам поддерживать высокий уровень энергии?
— Я вижу на практике, что когда мы оказываемся предоставлены сами себе, мы адаптируемся к собственному формату. То есть мы некоторое время наблюдаем за тем, как мы работаем, как восстанавливаем энергию и тд. В первое время мы можем быть очень непродуктивны и не понимать, что не так. А потом мы разбираемся как планировать, как строить свой день.
Когда мы оказываемся предоставлены сами себе, мы адаптируемся к собственному формату.
Сейчас у меня в течение недели есть два типа рабочих дней. Первый, это день, когда у меня проходят сессии и второй, когда сессий нет. Эти дни концептуально разные. В дни, когда у меня есть сессии их 3-4, максимум пять в неделю. Обычно это 3 сессии в день, реже 4. У меня пик активности приходится на первую половину дня, после 4х часов я стараюсь ничего серьезного не планировать.
Утром я выбираюсь из дома пробежаться или просто прогуляться. Если этот день без сессий, то я выбираюсь на природу на полдня, беру блокнот, ручку и ухожу в горы. Я задаю себе вопрос, например, о чем написать следующую статью или как построить новый вебинар. Во время прогулки у меня появляются новые, свежие мысли, я их записываю и иду дальше. Для меня это очень круто работает. Вторую часть такого дня я провожу на рабочем месте, пишу статьи, готовлюсь к сессиям и пр.
Я с собой разобралась, раскодировала, как у меня все работает. Но не факт, что это сработает для другого. За собой нужно понаблюдать, поэкспериментировать.
Потому что когда мы в корпоративной среде, наш день спланирован за нас. А тут раз, ты в открытом космосе, сам себе должен ставить задачи, сам перед собой отчитываться. Это непросто.
— Вы счастливый человек? Что для Вас счастье?
— За все время нашего отбытия с твердого берега в неизвестность мы с Ромой часто говорили себе одну и ту же фразу: «Мы сами себе это устроили». Чаще всего у фразы были трагичные оттенки. Не на кого жаловаться, тяжко, но зато нас не течением сюда принесло, а сами приплыли. А потом трагичные оттенки сменялись всё более и более позитивными. И сейчас мы говорим это с улыбкой.
Под сами я не имею в виду что без помощи и поддержки людей. Речь о том, что мы сами за рулем. Это сильное чувство. Я не знаю, может ли быть что-то сильнее. Ощущение, что ты живешь своей жизнью, а не пишешь черновик.
Без этого я не смогла бы быть счастливым человеком. Хотя – и это на первый взгляд может показаться странным – несчастливым человеком я тоже никогда не была. Но есть полная самореализация, а есть просто позитивный подход к жизни. Вот теперь у меня есть оба.
— Что для Вас значит быть на своем месте?
— Жить там, где нравится и делать то, во что веришь. Когда я была не на своем месте, у меня все время было ощущение, что где-то рядом есть моя жизнь. Она есть, но еще не началась. И я еще не сделала ни одного шага, чтобы она началась. Было ощущение непрожитой жизни. Но как только я сделала первый шаг, оно исчезло. Появилось ощущение, что ты на своем месте. Да, ты ошибаешься, тебе может быть страшно, бывают периоды взлетов и падений. Со всеми это происходит. Но при этом тебя не покидает ощущение, что ты живешь свою жизнь. И непрожитой альтернативы не существует.
Сайт проекта LIfe is now , страница в facebook
Источник фото @life_is_now_org